25.08.2020

Роль ЦОД в облачном бизнесе

Центры обработки данных (ЦОД) – это сложная система, которая состоит из целого комплекса компьютерного и телекоммуникационного оборудования, инженерных конструкций, компьютерных программ, организационных процессов и высококвалифицированного персонала. Основная задача такого ЦОД заключается в обработке и хранении информации.  Сердцем ЦОД являются серверы с программным обеспечением, системами охлаждения и безопасности.

Облачные ЦОД – это комплексы, которые предназначены для аренды вычислительных мощностей, которые предоставляются заказчику как Интернет-сервис.  В таких комплексах заказчики могут самостоятельно настраивать систему в соответствии с необходимыми характеристиками.

Основными тремя услугами, предоставляемых облачными ЦОД, являются SaaS (Software as a service — ПО как услуга), Paas (Platform as a Service — платформа как услуга) и IaaS (Infrastructure as a Service — инфраструктура как услуга).

Ключевые требования к облачным ЦОД:

Ключевые элементы ЦОД

Структура ЦОД включает в себя ряд систем, без которых невозможна обработка и хранение данных.

Эти системы включают в себя следующее:

Рассмотрим эти системы более внимательно.

ИТ-инфраструктура ЦОД

ИТ-инфраструктура представляет собой комплекс серверов, систем хранения и телекоммуникационного оборудования, объединенных в общую систему.

Инженерные системы

Инженерные системы ЦОД  можно разделить на две группы:

Безопасность

Одно из важнейших составляющих ЦОД – это система безопасности. Для того, чтобы обеспечить сохранность данных и предотвратить доступ к ним злоумышленников через Интернет, облачные провайдеры используют новейшие антивирусное ПО и другие программы защиты данных Чтобы предотвратить проникновение посторонних лиц, разрабатывается и внедряется система доступа, методы противодействия взлому и физическому проникновению к оборудованию, видеонаблюдение, противопожарная система.

Управление и мониторинг ЦОД

Комплексные системы управления и мониторинга являются важнейшими составляющим ЦОД. Такие системы в автоматическом режиме контролируют работоспобность всего оборудования и параметров окружающей среды, таких как температура, влажность, напряжение и частота тока. Системы мониторинга умеют даже прогнозировать отказ оборудования и заранее предупредить персонал ЦОД.

Важнейшей составляющей рабочего процесса в ЦОД является диспетчеризация. Она позволяет информировать персонал о внештатной ситуации при помощи современных технологий связи, таких как СМС сообщений или автоматического дозвона.

Классификация ЦОД

У заказчики облачных услуг всегда есть требования к предоставляемой инфраструктуре.  В основном речь идет о надежности и безопасности. В 1993 году организация Uptime Institute (UTI) выработала способы оценки эффективности ЦОД. Были проанализированы факторы, которые определяют надежность и безопасность. В результате появилась стандартизованная методология, которая определяет четыре уровня стандарта Uptime Institute.

ЦОД может быть сертифицирован UTI на соответствие заявленному уровню.

Сертификация начинается с чертежей. Сначала владелец будущего ЦОД показывает проектные документы специалистам UTI для сертификации самого проекта, а после постройки и запуска дата-центра приезжают специалисты UTI и производят выездную проверку. Затем следует еще более сложная проверка, которая заключается в оценке реальной работоспособности всех компонентов ЦОД и ее соответствие заявленным значениям. При положительном результате новый объект получает соответствующий своему Tier сертификат и размещается в каталоге UTI.

Некоторые ЦОД не проходят сертификацию UTI, поскольку процесс сертификации сложен и дорогой. В таких случаях представители таких ЦОД могут сказать, что сертификата UTI нет, но организация провела собственную внутреннюю сертификацию и оценила надежность на уровне Tier 3 или Tier2+.

Владельцы ЦОД разделят надежность систем, оценивая каждую на свой уровень готовности. Так, система охлаждения может формально соответствовать Tier-3, а электроснабжение – на Tier2. В таком случае для презентации указывается значение Tier-2+.

Самостоятельная проверка соответствия ЦОД требует детальной информации об объекте – с чертежами коммуникаций, картами СКС и прочей информацией. Мало кто захочет делиться такой информацией с клиентом. В такой ситуации риск потери данных для заказчика облачных услуг многократно возрастает. В таком случае стоит поинтересоваться планами технического обслуживания облачного ЦОД и задать вопросы как часто происходит плановая замена оборудования и проводится работоспособность всех систем.

Требования к облачным ЦОД

Основа облачного ЦОД – это виртуализация серверов, систем хранения данных (СХД) и коммуникационных систем. ИТ-структура такого ЦОДа должна обеспечивать масштабируемость, которая позволяет обслужить любую возникшую нагрузку, которая может постоянно расти.

Еще одно важное условие существования облачного ЦОД – это защита данных и приложений. Чтобы обеспечить безопасность хранимой и обрабатываемой информации, необходимо знать где находится информация, кто должен иметь к ней доступ и кто на самом деле ей пользуется, но эта информация не определятся на уровне отдельного физического устройства. В отличие от корпоративного ЦОДа, который может работать в закрытом контуре, у облачного ЦОД традиционный периметр сети уже «размывается», поскольку ЦОД должен быть доступен для клиентов из Интернет. Именно поэтому безопасность необходимо обеспечивать в любой конечной точке – и на рабочих местах в офисах, и на мобильных устройствах. Неуверенность в реальной возможности облачного провайдера обеспечить безопасность является одним из сдерживающих факторов развития облачных услуг.

Следующе отличие «облачного» ЦОДа состоит в том, что управление оборудованием и все административные процедуры должны быть максимально автоматизированы. Для этого в ЦОД необходимо установить соответствующее программное обеспечение, которое и позволяет предоставить необходимые заказчику ресурсы и услуги одним нажатием мыши из панели управления.

Таким образом, перед началом использования облачного ЦОД необходимо решить вопросы, связанные с обслуживанием клиентов будущего облака. Наиболее эффективно они решаются в случае создания виртуальной клиентской инфраструктуры – VDI (Virtual Desktop Infrastructure).

Программное обеспечение также должно автоматически управлять такими функциями, как работа с сертификатами, сжатие трафика, мониторинг доступности приложений, балансировка нагрузки, контроль и управление безопасностью, создание VPN и многими другими.

Как выбрать идеальный облачный ЦОД

Популярность облачных услуг  и услуг колокейшена (размещения собственного оборудования заказчика в коммерческом ЦОД), облачных провайдеров становится все больше и больше. Не все из них строят свои дата-центры в соответствие с отраслевыми стандартами и сложившимся мировым опытом. Поэтому будущим клиентам облачных ЦОД стоит обратить внимание на следующие моменты.

Надеемся, что эти рекомендации помогут сделать выбор облачного провайдера более осознанным.