09.09.2021

5 значимых шагов миграции в облака

Сейчас мы наблюдаем интерес к облачным вычислениям со стороны бизнеса как к альтернативной возможности получения технологического преимущества, сокращения времени на организацию цифровой платформы предприятия и возможность снизить стоимость владения ИТ в целом.
Пандемийный опыт показал, что компании, использовавшие облачный подход будь то публичные или частные схемы потребления смогли быстрее адаптироваться к новым реалиям и достаточно эффективно обеспечить непрерывность бизнеса.
Но есть предприятия, которые только сейчас начинают оценивать эффективность облачных технологий и возможность перехода и хотят понять с чего же начать процесс.
Сегодня мы публикуем мнение консультанта по облачным сервисам компании Lincore.kz Башояна Рубена, в котором он рассматривает 5 наиболее значимых, по его мнению, шага при миграции в публичные облачные среды провайдера.
1. Принятие решения.
В пользу принятия данного решения могут быть такие факторы как: уход от капитальных затрат в пользу операционных; текущая задача обновления существующей ИТ инфраструктуры; повышение эффективности информационных технологий; задачи по снижению стоимости владения ИТ; выход на рынок нового продукта/проекта или нового филиала компании; создание отказоустойчивых кластеров и даже осуществление антикризисного плана.
2. Назначение ответственного сотрудника.
В первую очередь переход в облака это смена парадигмы процесса организации и потребления ИТ предприятия, при которой классический подход закупки, инсталляции и последующей эксплуатации компонентов инфраструктуры становится невостребованным и соответственно может быть болезненным для вовлеченных сотрудников компании. Поэтому следующим шагом после принятия стратегического решения идти в облака потребуется определение и назначение ответственного сотрудника, обладающего достаточным авторитетом и знаниями, чтобы возглавить процесс миграции.
3. Выбор задач/приложений для миграции в облако.
Одним из стереотипов и заблуждений, который отталкивает от перехода в облака — это то, что при переходе нужно мигрировать все задачи сразу. Конечно, это не так. Более того, мы настаиваем на подходе частичного и планомерного перехода и скорее всего далеко не всех приложений в зависимости от специфики бизнеса. Если у вас на предприятии много бизнес критических задач, то для старта выбирайте те, которые менее значимы с точки зрения влияния на бизнес-процессы, но все также требуют внимания со стороны группы поддержки и потребляют текущие мощности, которые хотелось бы высвободить. Примером таких задач могут быть системы начисления бонусов, всевозможные системы лояльности и маркетинговых кампаний, тестовые среды и среды разработок. Еще один вид задач, который хорошо подходит на «высылку» за пределы собственной инфраструктуры это задачи резервного копирования данных и восстановления, а также задачи по созданию катастрофа - устойчивых сред. Даже если вы уже используете облачную инфраструктуру какого - то из провайдеров, то организация резервного копирования и восстановления данных на мощностях другого позволит вам создать более устойчивую инфраструктуру вашего предприятия. Как говориться: «не собирайте яйца в одном лукошке».
4. Выбор провайдера.
Этот шаг самый значимый, поэтому я разобью его на несколько компонентов, которым нужно уделить внимание.
⁃ Ответственность провайдера перед пользователем.
Поскольку переход в облака — это не только изменение подхода к организации ИТ, его потреблению и возможность снизить стоимость владения, но и делегирование зон ответственности. Теперь облачный провайдер несет ответственность за непрерывность и доступность тех сервисов, которые вы арендуете будь то виртуальная инфраструктура по модели IaaS, платформа в виде PaaS сервисов или аренда софта по модели SaaS. К примеру, компания Lincore.kz предлагает своим пользователям сервиса виртуальной инфраструктуры доступность на уровне 99,9% согласно SLA (соглашение об уровне сервиса) и несет финансовую ответственность в случае нарушения данного показателя. Все это зафиксировано документально и является частью договора с юридическими лицами или частью публичной оферты в случае с физическими лицами. Подобный подход демонстрирует уверенность провайдера в оказываемых им услугах и компетентности сотрудников команды.
⁃ Физическая инфраструктура.
Значимой частью облачных сервисов является физическая инфраструктура, ее класс, отказоустойчивость всех физических компонентов и наличие у провайдера дублированных каналов связи. Запросите такую информацию у провайдера и попросите организовать для вас экскурсию в дата - центр.
Уточните у потенциального провайдера технические возможности организации выделенного канала от дата - центра до вашей штаб - квартиры и наличие возможности организации криптошлюза. Все это гипотетически может пригодиться.
⁃ Тестирование.
Еще один важный момент при выборе провайдера облачных услуг - предварительное тестирование сервиса. Процесс, при котором вы сможете оценить клиентский подход команды продаж, удобства инструментов получения сервисов таких как панель самообслуживания, платежные интеграции и скорость взаимодействия со службой технической поддержки. В момент тестирования можно определить, насколько та или иная технологическая платформа подходит именно под ваши задачи. В общем, процесс тестирования является значимым при выборе поставщика облачных услуг. Настаивайте на нем и не пренебрегайте.
5. Миграция.
Данных шаг можно частично отнести к выбору провайдера так как в нашем понимании миграцию должен осуществлять именно провайдер, но я сознательно выделил его так как в процессе миграции определенная роль отводится и команде заказчика. Вашему ответственному сотруднику необходимо уточнить требуемый формат выгрузки виртуальных машин, согласовать временные рамки миграции и подготовить команду к процессу.
Кстати, компания Lincore.kz осуществляет миграцию в свое облако абсолютно бесплатно.

Подытожить хотелось бы тем, что миграция в облако мало чем отличается от любого другого проекта компании и подходить к нему нужно именно с точки зрения проекта. Миграция в облако для современного бизнеса лишь вопрос времени и на мой взгляд я постарался осветить наиболее значимые шаги на пути в облака тем самым позволить вам больше узнать о процессе, оценить возможные риски и подготовиться к нему. И пользуясь случаем хочется напомнить, что на территории Республики Казахстан есть облачный провайдер с многолетней историей предоставления сервисов опытная команда профессионалов которого способна осуществить переход в облака максимально безболезненно с минимальными рисками для бизнеса.

Консультант по облачным сервисам ТОО «Lincore - облачные технологии»
Рубен Башоян
Ruben@lincore.kz