20.11.2020

Настройка Samba

Пожалуй нет ни одного офиса, в котором не применялись бы общие ресурсы локальной сети, будь то папки или принтеры. Крупные и средние компании используют возможности Active Directory, компании поменьше - используют штатные средства ОС Windows или Samba, но на серверах под управлением ОС Linux. Рассмотрим все случаи.

Что такое Samba?

Samba - серверное приложение, реализующее доступ клиентских терминалов к папкам, принтерам и дискам про протоколу SMB/CIFS.

Настройка общих папок

Linux

Установка и настройка Samba-сервер для Ubuntu выполняется следующими этапами.

Обновляем информацию о репозиториях и устанавливаем обновления для существующих пакетов в системе:

apt-get update && apt-get upgrade

Устанавливаем пакет Samba:

apt-get install -y samba samba-client

Создадим резервную копию файла конфигурации:

cp /etc/samba/smb.conf /etc/samba/smb.conf_sample

Создадим директории для файлов, например в каталоге /media:

mkdir /media/samba

Важно! По умолчанию, директория /media располагается в корне системы /, для нее редко создается свой раздел. По этой причине возможно переполнение корневого раздела. Во избежание этой неприятной ситуации, рекомендуем монтировать отдельный жесткий диск в /media/samba.

Создаем каталог для всех пользователей:

mkdir /media/samba/public

Изменим права доступа к каталогу:

chmod -R 0755 /media/samba/public

Также следует воспользоваться командой chown для смены владельца и/или группы.

Создаем директорию для ограниченного круга лиц:

mkdir /media/samba/private

С помощью системных инструментов создадим группу пользователей:

groupadd smbgrp

Добавляем пользователей Samba:

useradd user1

Созданных пользователей добавляем в группу:

usermod -aG smbgrp user1

Изменим группу, которой принадлежит приватная директория:

chgrp smbgrp /media/samba/private

С помощью инструментов Samba создадим пароль для добавленного пользователя:

smbpasswd -a user1

С помощью текстового редактора, например, nano, редактируем конфигурационный файл samba:

nano /etc/samba/smb.conf

Удаляем все строки из файла. Вставляем следующие:

[global]

workgroup = WORKGROUP

security = user

map to guest = bad user

wins support = no

dns proxy = no

 

[public]

path = /media/samba/public

guest ok = yes

force user = nobody

browsable = yes

writable = yes

 

[private]

path = /media/samba/private

valid users = @smbgrp

guest ok = no

browsable = yes

writable = yes

Сохраняем используя сочетание Ctrl + X, затем нажимаем Y и Enter.

Объясним значения строк. конфигурационный файл состоит из трех секций:

global - данная секция отвечает за общие настройки Samba-сервера;

public и private - секции описания настроек директорий общего доступа.

В секции global присутствуют пять параметров:

Настройки директорий выполняются в соответствующих секциях:

path - полный путь до директории на жестком диске;

guest ok - возможность доступа к каталогу без пароля (гостевой);

browsable - показывать ли каталог (“шару”) на сервере среди прочих. Если параметр установлен как “no”, то доступ будет возможен по полному пути, например ip-addresshidden_directory;

force user - пользователь от которого ведется работа с каталогом. Для повышения безопасности сервера, обычно используют nobody. Главное, не использовать пользователя root - это небезопасно.

writable - установка значения как “yes” позволяет пользователю выполнять действия над файлами внутри каталога - переименование, добавление, удаление, перемещение в подкаталог и копирование;

valid users - список пользователей у которых есть доступ к каталогу. Если пользователей несколько, их имена указываются через запятую. Если необходим доступ для пользователей принадлежащих группе, перед именем группы устанавливается символ ”at” @ (“собака”).

Важно! Имя директории общего доступа, отображаемое пользователям, равно имени секции в которой оно описано.

Проверяем настройки с помощью команды:

testparm -s

Перезапускаем сервер:

service smbd restart

service nmbd restart

Настроим межсетевой экран. Для этого в правилах откроем TCP-порты 139 и 445, а также UDP-порты 137 и 138, но только для тех подсетей, которым доверяете. Для указания собственного диапазона адресов, замените значение после ключа “-s”:

iptables -A INPUT -p tcp -m tcp --dport 445 -s 10.0.0.0/24 -j ACCEPT
iptables -A INPUT -p tcp -m tcp --dport 139 -s 10.0.0.0/24 -j ACCEPT

iptables -A INPUT -p udp -m udp --dport 137 -s 10.0.0.0/24 -j ACCEPT
iptables -A INPUT -p udp -m udp --dport 138 -s 10.0.0.0/24 -j ACCEPT

Для сохранения правил и применения их после перезагрузки сервера следует воспользоваться пакетом iptables-persistent. Установим его:

apt-get install iptables-persistent

Входе установки пакета, программа предложит запомнить существующие правила iptables. Подтверждаем это действие.

Для проверки существующих правил используем:

iptables -L

Windows

По аналогии с Linux, настроим общий доступ к папкам public и private, но в ОС Windows.

Для создания общего доступа к каталогу без парольной защиты, необходимо настроить ограничения защиты в панели управления. Для этого открываем:

Панель управления → Сеть → Центр управления сетями и общим доступом → Расширенные настройки общего доступа.

В обновленном окне открываем раздел “Все сети” и ищем секцию “Общий доступ с парольной защитой”. Устанавливаем параметр в положение “Отключить общий доступ с парольной защитой”. Для сохранения значений параметра кликаем по кнопке “Сохранить изменения”.

Теперь откроем доступ к самому каталогу. Кликаем по папке правой кнопкой мыши, в контекстном меню выбираем “Свойства”. Открываем вкладку “Доступ” и кликаем по “Расширенная настройка”.

В открывшемся окне расширенных настроек общего доступа отмечаем галочкой “Открыть общий доступ к этой папке”, в поле “Имя общего ресурса” указываем название, которое будет отображено пользователям. Кликаем по кнопке “Разрешения”.

В открывшемся окне, в группах пользователей выбираем “Все”, а в разрешениях для группы, устанавливаем галку “Полный доступ”. Нажимаем “OK” в этом и остальных окнах.

В окне свойств папки public кликаем по кнопке “Общий доступ”.

В открывшемся окне добавляем пользователя “Все”, а также делегируем права на “Чтение и запись”. Кликаем по кнопке “Поделиться”.

В обновленном окне нажимаем “Готово”.

Настроим папку общего доступа, но для ограниченного круга лиц.

Кликаем правой кнопкой мыши по папке, выбираем “Свойства”.

В открывшемся окне переходим на вкладку “Доступ”. Кликаем по кнопке “Расширенные настройки”.

В новом открывшемся окне, устанавливаем галку “Открыть общий доступ к этой папке”. Затем кликаем по кнопке “Разрешения”.

В открывшемся окне, в поле “Группы или пользователи” выбираем “Все” и нажимаем кнопку “Удалить”.

Таким образом установлен запрет на анонимный доступ к папке.

Окно обновится. Кликаем по кнопке “Добавить”.

В открывшемся окне кликаем по кнопке “Дополнительно”.

Окно изменится в размере. Кликаем по кнопке “Поиск”. Двойным кликом выбираем пользователя, которому необходим доступ к этому каталогу, например, buhgalter.

В открывшемся окне, при желании, можем добавить еще одного пользователя через “Дополнительно” - “Поиск”. Аналогичным образом можно добавить группу пользователей, например, “Администраторы”, при этом следует понимать, что доступ будет предоставлен всем пользователям из этой группы.

Установим права доступа для пользователя “buhgalter”. Если требуется полный доступ к директории, устанавливаем галку в соответствующем месте.

Нажимая кнопки “OK” возвращаемся к окну свойств папки, в котором кликаем по кнопке “Общий доступ”.

В данном окне необходимо найти и добавить пользователя “бухгалтер”.

В окне выбора пользователей и групп кликаем по кнопке “Дополнительно”.

Окно снова изменит свои размеры. Кликаем по кнопке “Поиск”. В найденном ниже списке пользователей и групп выбираем искомого пользователя. Выбираем его двойным кликом.

В оставшемся окне проверяем правильно ли указан пользователи и нажимаем кнопку “OK”.

Устанавливаем требуемый уровень разрешений для пользователя и кликаем по кнопке “Поделиться”.

Кликаем по кнопке “Готово”.

Подключение к общим папкам

Из Linux

Для подключения к общим папкам из среды Linux требуется установка отдельного программного обеспечения - smbclient. Установим:

sudo apt-get install smbclient

Для подключения к серверу используется следующий формат комангды:

smbclient -U <Имя_пользователя> <IP-адрес><Имя_каталога_на_сервере>

Пример:

smbclient -U buhgalter 10.0.0.1public

Для того, Чтобы не вводить эту команду каждый раз, можно настроить монтирование общей директории как сетевого диска. Для этого установим пакет cifs-utils:

sudo apt-get install cifs-utils

Монтирование выполняется по следующему шаблону:

mount -t cifs -o username=<Имя_пользователя>,password= //<IP-адрес>/<Общий каталог> <Точка монтирования>

Пример:

mount -t cifs -o username=Everyone,password= //10.0.0.1/public /media

Важно! Если требуется подключение к общим папкам расположенным на Windows-сервере, то в для не защищенных паролем директорий, в качестве имени пользователя, следует использовать “Everyone”. Для подключения к Linux-серверу рекомендуем использовать в качестве имени пользователя “nobody”. В случае доступа к защищенным директориям следует использовать те учетные данные, которые вы указали.

Из Windows

Подключение к удаленным папкам из среды Windows выполняется немного иначе. Для этого в проводнике или окне запуска программ (Windows + R), следует использовать следующий шаблон:

<IP-адрес><имя_папки>

Указав просто IP-адрес сервера вы получите список общих папок.

При подключении к Windows-сервер, система безопасности может потребовать ввод учетных данных. Для подключения к общей открытой папке используем Everyone, а поле пароля оставляем пустым.

При подключении к Linux-серверу из ОС Windows, следует использовать указанный ранее шаблон:

<IP-адрес><имя_папки>

или просто адрес сервера:

<IP-адрес>